На последнем этане тренировки искусства визуализации вы должны будете научиться удерживать внутренние визуальные образы с открытыми глазами, находясь в обычной повседневной реальности. 1. Сядьте в позу для самогипноза. 2. Расфокусируйте зрение так, чтобы все расплылось в легком тумане. 3. Отпустите внимание на волю, позволив ему гулять там, где ему вздумается. 4. Полностью расслабьте свое тело. 5. На 2–3 минуты сфокусируйтесь на естественном дыхании, пассивно наблюдая за ним и не вмешиваясь в его работу. 6. Визуализируйте перед собой образ предмета своего созерцания. 7. Постарайтесь удержать визуализируемый образ как можно дольше. 8. Научитесь визуализировать образ предмета созерцания на ходу, среди множества внешних помех. 9. Достигнув успехов в визуализации образа предмета для созерцания с открытыми глазами, научитесь визуализировать и любые другие предметы по своему желанию. На этом тренировка в визуальной концентрации и в визуализации подошла к своему концу. Однако одной лишь зрительной концентрации для овладения искусством самогипноза мало. И вам придется освоить еще ряд методик концентрации внимания, прежде чем вы начнете учиться применять самогипноз в лечебных целях. Ученик спросил у Мастера: — Как прийти к познанию истины? Мастер совершал прогулку с посохом в руке. Подняв посох перед глазами ученика, учитель сказал: — Наблюдай! Это посох. Если ты можешь его наблюдать, то нет никакой нужды задавать вопросы. Ученик был очень озадачен, поэтому, посмотрев на посох, спросил: — Как можно постичь истину простым наблюдением посоха? — Вопрос не в том, чтоты наблюдаешь, в том, что ты наблюдаешь! — ответил Мастер.
Концентрация внимания на телесных ощущениях
Человеческий плод начинает познавать мир и самого себя через тактильные, осязательные ощущения (тепло — холодно, больно — приятно, притягивает — отталкивает, влажно — сухо и т. д.). Все остальные органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус — формируются у него значительно позже, чем осязание. Ведь, находясь в утробе матери, ребенок вынужден ориентироваться в буквальном смысле на ощупь. Чувство осязания является той основой, на которой затем формируются все остальные чувства: зрение, слух, вкус, обоняние. Прекрасно осознавая этот факт, мастера единоборств долгое время жили в абсолютной тьме, с завязанными глазами. И в результате у них открывалось телесное, кожное видение, позволявшее им реагировать на любое действие противника, находящегося у них за спиной. Достоверно известно, что есть люди, читающие обычные книги при помощи ладоней, слушающие музыку ногами и т. д. Болгарская целительница Ванга, будучи слепой, узнавала о человеке все 75 через чувство вкуса. Она заставляла посетителя в ночь перед посещением ее класть под подушку кусочек сахара. И беря на сеансе этот кусочек сахара в руки, Ванга говорила о посетителе практически все. Все чудеса, которые демонстрируют мастера цигун, йоги, восточных единоборств, связаны с их умением создавать и удерживать в своем теле различные осязательные, тактильные образы. Для них важна не столько визуальная картинка создаваемого внутреннего образа, сколько его ощущение. Оздоравливая свое физическое тело в процессе сеанса самогипноза, мы должны уметь сливать внушаемый образ со своим физическим телом, в буквальном смысле слова напяливать образ на себя, влезать в его шкуру. Вспомните притчу, приведенную в этой книге, где ученик реально, телесно ощущал себя быком, который не может протиснуться сквозь узкую дверь комнаты. Именно поэтому для овладения лечебным (и не только) самогипнозом обязательно необходимо овладеть искусством создания и удержания внутренних тактильных, осязательных, телесных образов. И первым шагом на пути к этому искусству является умение длительное время концентрировать свое внимание на избранных телесных ощущениях. * * * В первой главе данной книги в процессе расслабления вы учились осознавать и вызывать у себя различные телесные ощущения: расслабление, тяжесть, тепло и т. д. Теперь же вам необходимо научиться удерживать внимание на одном-единственном, предварительно выбранном телесном ощущении в течение длительного промежутка времени.
|