Внешний облик человека заключает в себе определенную информацию. По внешности можно судить о национальной и расовой принадлежности, физическом состоянии, возрасте и поле, а также социальном положении и уровне культуры, об особенностях характера, внутренних переживаниях. Физический облик человека характеризуется типом сложения, половыми, возрастными и расовыми особенностями. Тип сложения в целом определяется его конституцией, которую современная наука рассматривает как совокупность морфологических, функциональных и реактивных особенностей организма, сложившихся на основе определенной наследственности и воздействий конкретной среды. Анализ показывает, что помимо анатомических признаков важными компонентами внешнего облика являются функциональные признаки.[1] К ним относятся: мимика, жестикуляция, походка, осанка, голос, речь. В свою очередь они отражают психическое состояние, конкретные нервно-физиологические и биохимические характеристики организма. Важнейший элемент физического облика – лицо. Сокращения лицевых мышц изменяют выражение лица, сигнализируют об эмоциональных переживаниях. Но для распознавания эмоций, особенно сложных и тонких, одной мимики лица не достаточно, отмечают ученые М. Шерман и Ч. Ландис, предпринявших попытку найти определенный «код», который характеризует каждую эмоцию. Жесты дополняют внешний облик. На это указывают работы известного психолога Аллана Пиза и др. По ним можно судить об отношении человека к какому-то событию, предмету и пр. Жесты могут рассказать о желании человека, его побуждениях, поведать и о некоторых качествах, например, суетливости или мелодраматичности. Похожие жесты у разных народов могут иметь неодинаковое значение. Человек может жестикулировать как произвольно, так и непроизвольно. Для определения переживаемых им состояний особое значение имеет непроизвольная жестикуляция. По данным Кроута и Гельма в состоянии эмоционального напряжения и конфликта возникают многообразные жесты смущения и беспокойства. При смущении чаще наблюдаются почесывание и трение различных частей лица и головы, трогание руками галстука или костюма, закручивание и раскручивание футляра ручки и т. д. Беспокойство проявляется в усилении мимики лица, закусывании губ, частом покачивании головы, ерзании на стуле, в отбрасывании «мешающих» волос. Характерная для человека осанка и типичные позы также дополняют наше впечатление о нем. Их толкованию посвящен ряд работ А. Олсена и Р. Покорного, исследовавших походку человека. По их мнению, позы, например, свидетельствуют о некоторых относительно устойчивых особенностях личности. Они способны передавать наши скрытые побуждения и мотивы, отражать стремление человека к общению или его психологическую замкнутость и т. д.
|