Методические указания и практические рекомендации 1. Требования к дугообразному типу шага и последовательному движению вперед, которые выполняются в данной форме, аналогичны требованиям формы «Поглаживание гривы дикой лошади». В данном случае необходимо указать на следующие моменты: первое, дугообразный шаг этой формы принадлежит к такому типу дугообразного шага, как «упрямый» . Необходимо во избежание напряжения и искривления бедер, что влияет на стабильность стойки, придерживаться поперечного размера дугообразного шага, равного примерно 30 см; второе, практика тренировок свидетельствует, что начинающим сложно овладеть дугообразным типом шага и способом передвижения. Например, таким незначительным требованием к овладению шага, как необходимость направления носка впередистоящей ноги, согнутой в виде дуги, строго вперед. Обычно практикующиеся, даже после многочисленных тренировок, нередко разворачивают стопу наружу. Еще один пример: при выполнении конечного положения шага пятка сзадистоящей ноги должна плотно прижиматься к поверхности и разворачиваться назад; не контролируя данные требования, новички располагают сзадистоящую ногу перпендикулярно средней линии. Поэтому, прежде чем изучать движения данной формы, необходимо правильно выполнять типы шага и четко понимать внутреннее содержание движений. 2. При выполнении данной формы контролируйте скоординированность движений рук и ног с поворотным движением поясницы. В первом движении «Поворот туловища и опускание руки» выполните движение правой рукой, после незначительного поворота туловища влево, затем, перемещая перед туловищем, справа от средней линии, опустите руку по дуге вниз. Во втором движении «Поворот туловища вместе с перемещением ноги» после поворота туловища вправо выполните движение руками по дуге, причем правая рука располагается справа сзади, вверху. Угол между направлением правой руки и средней линией составляет 135°. Это самый большой по амплитуде поворот туловища, который выполняется только при условии, когда бедра и поясница расслаблены. При выполнении третьего (шаг и сгибание локтя) и четвертого (дугообразный шаг, толчок и охват) движений туловище поверните влево, до направления строго вперед. Таким образом, форма «Обхват колена и „упрямый" шаг слева» выполняется в следующем направлении: незначительный поворот влево, поворот вправо, снова поворот влево до положения, когда туловище фронтом направлено строго вперед. При выполнении 1 го и 2 го движений следующей формы «Обхват колена и „упрямый" шаг справа» продолжаем поворачивать туловище влево и одновременно поднимаем левую руку в положение слева сзади. При выполнении 3 го и 4 го движений снова поворачиваем туловище вправо, до направления строго вперед. Таким образом, форма «Обхват колена и „упрямый" шаг справа» выполняется в следующем направлении: поворот влево, поворот вправо, пока лицо не будет направлено строго вперед. При выполнении 1 го движения формы «Обхват колена и „упрямый" шаг слева» начинающие допускают следующие ошибки например, не поворачивают поясницу, выполняя только дугообразные движения руками или же поворачиваются в пояснице слишком сильно. Допускаются ошибки и в траектории движений руками. При выполнении движения с очень большой амплитудой правая рука опускается не перед туловищем, а, пересекая среднюю линию, опускается по дуге слева от туловища. Не допускайте ошибок при выполнении поворота туловища вправо назад и подъема руки, маленькая амплитуда поворота приводит к скованности движений. Но и слишком большая амплитуда поворота приводит к искривлению поясницы и бедер и нестабильности стойки. У некоторых практикующих амплитуда поворота влево в форме «Обхват колена и „упрямый" шаг справа» и поворота вправо в форме «Обхват колена и „упрямый" шаг слева» не одинаковы, что приводит к асимметрии двух форм. 3. Что касается вращения рук, то в начале изучения на это обычно не обращается внимание. Только усвоив структуру движения, можно сосредоточиться на вращении руками, иначе движения будут казаться застывшими и скованными и станет невозможно выполнить главное требование гимнастики тайцзицюань – «гибкость и естественность». Рассмотрим для примера выполнение вращения руками в 1 м и 2 м движении формы «Обхват колена и „упрямый" шаг слева». Одновременно с опусканием правой руки перед туловищем предплечье разворачивается немного наружу, когда же рука опускается в положение возле пояснично бедрового пояса, а затем по дуге движется вправо назад вверх, сначала разверните предплечье немного вовнутрь и вслед за этим разверните наружу, пока ладонь не будет направлена под углом вверх. Руку при этом поднимите в положение справа сзади, на уровне уха. Когда левая рука двигается от бедра по дуге и достигает положения перед туловищем, разверните предплечье наружу; когда из положения перед туловищем рука движется по дуге вправо вниз до положения перед правым плечом, предплечье разверните вовнутрь. В дальнейшем при выполнении дугообразного движения руками вращение рук должно выполняться аналогично вышеописанному, только при этом условии движения будут гибкими и естественными. В данном случае важно особо отметить: вращение предплечья должно выполняться как ведущее движение, за которым следует вращение запястья. 4. Главное в способе выполнения форм «Поглаживание гривы дикой лошади» и «Белый журавль раскрывает крылья» – это «удерживание» и «разведение». Суть данной формы выражена в словах «толчок» и «обхват». Движение «обхват» – сравнительно простое. Рассмотрим обхват левой кистью. Из положения перед правым плечом левая кисть двигается по дуге вниз и вперед, проходит перед коленом, выполняя обхват, и оказывается в положении перед левым бедром. В конечном положении запястье выгнуто, ладонь раскрыта, пальцы разогнуты. Требования к положению всей левой руки и в частности кисти по достижению конечного положения аналогичны требованиям в форме «Поглаживание гривы дикой лошади». Только в конечном положении есть некоторое смещение вперед относительно бедра левой кистью. У начинающих рука обычно не доводится до положения перед коленом, а выполняет движение «обхвата», пройдя перед животом; при выполнении обхвата левое запястье слишком сильно сгибается, левый локоть приподнимается, вследствие чего нарушается положение «свисающий локоть»; в конечном положении кисть левой руки сильно смещена назад, что ведет к напряжению плеча и руки. Усилие, приложенное к левой руке, недостаточно; локоть обычно слишком согнут, нарушено положение, когда левое плечо свободно опущено, что приводит к такому негативному явлению, когда рука словно подпирает что то, и в конечном положении кисть свободно свисает. Обращайте особое внимание на перечисленные ошибки. При выполнении толчка кистью (рассмотрим для примера толчок правой кистью) вначале, когда правая кисть находится в положении справа сзади вверху, сгибается локоть, вследствие чего кисть возвращается в положение возле уха, обращенной к нему «пастью тигра». После того, как кисть проходит возле уха, одновременно с незначительным поворотом ее вовнутрь, выполняется «толчок» вперед. В этом движении, когда кисть и запястье расслаблены, воплощен переход от промежуточного положения к конечному. При достижении в толчковом движении конечной точки, кисть из промежуточного положения постепенно переходит в конечное. В этом положении пальцы разогнуты, кисть раскрыта, основание кисти «упирается» вперед, запястье выгнуто, благодаря чему ладонь направлена вперед, пальцы вверх, внимание сосредоточено на указательном и среднем пальцах, к которым приложено определенное усилие, благодаря чему в утолщенной части пальцев появляется ощущение, словно они немного разбухли. Все описанное сочетается с незначительным подъемом головы, расслабленностью поясницы и бедер и полным выдохом. При выполнении всего толчкового движения и в конечном положении плечо опущено, а локоть свободно провисает. В конечном положении пальцы расположены на уровне носа, запястье – на уровне плеч, ладонь – справа от средней линии. Правильное конечное положение кисти, толчковое движение руки, переход от промежуточного положения к конечному, когда основание кисти упирается вперед, подмышка «втянута», а локоть провисает, нужное ощущение продвигаемой вперед руки появляются после долгих тренировок. У начинающих изменение формы кисти при переходе от промежуточного к конечному положению может иметь следующие ошибки: • Слишком рано выгибается запястье, еще в положении возле уха, и, как следствие, ладонь выполняет толчок вперед, будучи уже в вертикальном положении. • По достижении конечного положения запястье не выгибается, остается расслабленным. • Локоть сгибается очень слабо, и, как следствие, расположен довольно далеко от головы, и траектория толчка смещена в сторону. • Отсутствует незначительный изгиб в траектории толчкового движения руки; или это полностью прямая линия, или слишком большая дуга. Обратите особое внимание на эти ошибки. Когда выполняется переход от одного движения к другому, в форме «Обхват колена и „упрямый" шаг», обе руки, запястье которых выгнуто, кисти раскрыты, пальцы разогнуты, должны вслед за перемещением туловища и перенесением центра тяжести назад постепенно расслабляться. Но при этом не расслабляйте запястья слишком сильно, чтобы избежать положения «сломанное запястье», когда движение выполняется без малейшего напряжения. 5. В форме «Обхват колена и „упрямый" шаг» движения рук (охват и толчок) и движения ног выполняются одновременно. Начинающие, а иногда и те, кто уже занимался некоторое время, сначала до конца сгибают впередистоящую ногу и выполняют внизу полный обхват колена рукой, рука же, выполняющая толчок вперед, заканчивает свое движение только через некоторое время. При этом тело не скоординировано и очень нестабильно. Это грубая ошибка. Контроль скорости сгибания ноги и обхват колена кистью, координация движений вокруг вращения поясничного пояса позволят вам правильно совместить описанные движения с «толчком» рукой вперед. В процессе тренировки необходимо внимательно изучить конечное положение всего тела. В данной форме при выполнении конечного положения одновременно должны выполняться следующие условия: туловище поворачивается строго вперед; кисть, выполняющая толчок, принимает такое положение, при котором локоть свисает, плечо втянуто, запястье выгнуто, кисть раскрыта, пальцы разогнуты; при выполнении рукой движения охват колена в конечном положении запястье выгнуто, кисть раскрыта, пальцы разогнуты, рука находится несколько впереди бедра; линия, соединяющая колено и носок передней ноги, выполняющей дугообразный шаг, в конечном положении должна быть перпендикуляром поверхности; задняя нога естественно выпрямлена; туловище удерживается строго вертикально, поясница и бедра расслаблены; ягодицы подобраны, выполнен полный выдох, взгляд направлен на пальцы кисти, выполняющей толчок, и от них – вдаль; туловище расслаблено, устойчиво, стойка соответствующего размера. Многократное выполнение и осмысление всего этого позволит добиться скоординированности движений и целостности напряжения. 6. Важным фактором при выполнении формы является взгляд. При изучении гимнастики тайцзицюань взгляд обычно направлен на движение. Например в 1 м и 2 м движениях формы «Обхват колена и „упрямый" шаг слева» при повороте туловища сначала влево, а затем вправо, взгляд, направленный вначале вперед, переводится вправо назад вверх и направляется на правую руку. При этом взгляд направлен за пределы движения вперед правой руки. Так, в 3 м и 4 м движениях формы «Обхват колена и „упрямый" шаг» при сгибании локтя взгляд направлен сначала влево, когда несогнутая рука занимает положение возле уха; вслед за чем выполняется 3 е движение, взгляд уже заранее направлен вперед. В конечной точке в толчке кистью взгляд сосредоточен на указательном и среднем пальцах правой руки. Способ выполнения движения, когда взгляд сосредоточен на положении движущейся руки, позволяет ощутить направление движения, дает возможность выполнить движение с сосредоточенной внутренней энергией, легко и плавно. В процессе любого движения взгляд не должен быть застывшим, вслед за поворотом туловища, перемещениями рук, взгляд, равномерно перемещается, словно направлен на все четыре стороны. В конечном положении взгляд должен быть сосредоточен. В данной форме взгляд направлен на указательный и средний пальцы руки, выполняющей толчок, а уже от них переводится вперед и вдаль. Взгляд должен быть изменчив, что характеризуется такими словами как «подъем и спад, заглатывание и возвращение».
|