Кроме пранытакже существует тонкое тело ума. Ум на санскрите называется манас,а тонкое тело ума — Маномайя-коша. Майя-кошаозначает оболочка, а манас —ум. Если все счастье человека сосредоточено на его умственной деятельности, то говорят, что его сознание находится на уровне маномайято есть на уровне ума.Ум тоньше праны.Тоньше ума тонкое тело разума. Тоньше разума тело анандыили сила счастья, которая имеет уже не материальную, а духовную природу. Анандаили блаженство — это сила, которую излучает душа. Настоящее счастье имеет духовную природу, и его можно найти в деятельности души. Однако в теле без души счастья нет. Некоторые думают, что истинная суть человека — тело, и поэтому весь смысл жизни заключается в заботе о нём. Но согласно Ведам, янахожусь в теле, подобно тому, как в машине находится водитель. Я — душа. Поэтому нужно больше заботиться о душе, тогда и тело, наполняясь счастьем, будет здоровым. О природе души мы можем прочитать в "Бхагавад Гите "(2.20.): "Душа никогда не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Живое существо является не рожденным, вечным, всегда существующим изначальным и не погибает вместе со смертью тела".Эта тема будет обсуждаться ниже. А сейчас поговорим о тонком теле ума.Ум, являясь частью тонкого тела, материален, и его строение можно определить, но опять-таки не по приборам. Материя ума настолько тонка, что законы его функционирования совсем не похожи на законы физики. Тело ума имеет другие свойства и возможности и действует иначе, чем грубое тело. У души, то есть у нас, есть духовный разум, духовный ум и духовные чувства. Это неотъемлемые атрибуты души. Однако в материальном теле при обычных материальных обстоятельствах они функционируют побуждая к деятельности материальный разум, материальный ум и материальные чувства; которые в данном случае являются составными частями тонкого тела. Следуя определённой практике, человек может очиститься от тонкого материального тела и действовать с помощью духовного тела. Процесс такого преобразования называется очищением сознания и возможен только для занимающегося духовной практикой человека. Это и есть настоящее выздоровление. Только когда сознание становится чистым, человек испытывает сильное счастье, и страдания его уже не касаются. В этой книге вместе с методами лечения грубого тела мы будем рассматривать лечение тонкого тела и самое главное — методы духовной практики, рекомендуемые Ведамидля нашей эпохи.
|